Казачья форма одежды.


   Одежду  и снаряжение казаки  позаимствовали  у воинов Кавказа. Казачьим атрибутом напри­мер, была черкеска — верхняя одежда без воротника с длинными полами и специальными держателями для патронов на груди (газыри.). Носили казаки и рубаху-бешмет со стоячим воротником, накидку (бурку)  из козьей  шкуры, а также осо­бую обувь — гибкие кожаные чувяки.
  Изготавливался   по специальному образцу.  Первоначально это был клобук цилиндрической формы , потом папаха, а затем (в 19 веке) фуражка знак юридического полноправия. Казаки нестрое­вых  возрастов носили фуражку без кокарды. На «Круге» казак обязан   быть в шапке, в то  время, как не казаки  должны были присутствовать на совете с непокрытым головами.
 • ПОГОНЫ били составной частью одежды казака строевого  возраста, а офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
БАШЛЫК — остроконечный капюшон с длинными концами для обматывания вокруг шеи, который надевался  поверх головного убора. По тому, как завязывался башлык, можно было узнать  возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы били заброшены за спину — казак на  отдыхе.
ЛАМПАС – широкая прошивка, разноцветная полоса по наружному шву брюк, во всю длину. Еще  кочевники Великой степи прикрывали боковой шов штанов кожаный лампасом. У казаков, он означал принадлежность  к казачьему сословию, а цвет его указывал на при­надлежность и войску. Лампас стал символом освобождения от всех видов государственных платежей.
СЕРЬГИ у казака означали его роль и место в роду. Напри­мер, единственный сын у мате­ри носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серь­ги означали единственного ре­бенка у родителей. Кроне того при равнении налево и направо казачий командир видел, кого следует беречь в бою.
МЕДАЛЬ  являлась личным знаком казачьего атамана. Она носилась на шее поверх галстука, и выпускалась на кафтан между его бортами. На оборот­ной стороне такой медали гра­вировались имя, фамилия атамана и годы его правления
  Все казачьи эмблемы исчезли после окончания Гражданской войны. Упрощенные версии традиционной фор­мы казаков и их отличительные цвета появились только в ка­зачьих кавалерийских частях   Красной  Армии. Однако свои традиционные атрибуты камни сумели сохранить и во время Второй Мировой войны.
У каждого казачьего го войска были собственные цвета мун­диров, шаровар, лампасов и околышей фуражек
1.ДОНСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, красные лампасы, по­гон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем.
2.КУБАНСКИЕ КАЗАКИ — чер­ная или сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с малиновым полулампасом, па­паха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малино­вые погоны и башлык.
3.ТЕРСКИЕ КАЗАКИ – черный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка черная со светло-синим околышем.
4.АСТРАХАНСКИЕ КАЗАКИ — синие мундиры, желтые лампасы, погон желтый, фуражка синяя  с желтым околышем.
5.УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем.
6.ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие  лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки темно-зеленая со светло-синим кантом и околышем.
7.СИБИРСКИЕ КАЗАКИ  - мундир защитного цвета, алые лампасы и погоны, фуражка защитного цвета с алым околышем.
8. ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры, погоны и лампасы желтого цвета, темно-зеленая фуражка с желтым околышем.
9. АМУРСКИЕ КАЗАКИ - темно- зеленые мундиры, желтые лам­пасы, погон зеленый, фуражка темно-зеленая с желтым око­лышем
10. ВОЛЖСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, красные лаипасы, погон красным с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем. Енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем. 11. УССУРИЙСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры, желтые лампасы, погон желтый с зеленным кантом, фуражка темно-зеленая с желтым околышем.

3 комментария:

  1. Здесь не указана форма, Семиреченских казаков: Малиновые лампасы, на фуражке папахе и кант мундира того же цвета. Папаха из собаки либо овчины, защитного цвета мундир.

    ОтветитьУдалить
  2. Судя по этим записям, донские и волжские казаки носили одинаковую форму? :)

    ОтветитьУдалить